Памятники
древней культуры, стихотворные строки классиков поэзии, миниатюрная живопись,
заметки путешественников свидетельствуют о том, что в Азербайджане любили
сочинять, петь, слушать песни, мелодии и мугамы, танцевать в сопровождении
различных музыкальных, инструментов. Свидетельством тому является богатство
фольклорной музыки и разнообразие народных инструментов. В памятниках
письменности средневекового Азербайджана находим название 32 струнных, 23
духовых, 16 перепоночных (мембранных) и 17 самозвучащих инструментов. По силе
звучания среди них особенно отличался духовой инструмент зурна, который в народе
также называют "гара зурна" (дословный перевод "черная зурна") - Это название
инструмента связываю с цветом ствола (он со временем чернеет), или же с
необычайной громкостью звучания. Некоторые исследователи отмечают, что название
инструмента произошло от слов "сур" (радость, праздник) и "най" (тростник), т.е.
инструмент, сопровождающий праздничные, свадебные церемонии и обряды. Не
исключено, что название инструмента в основе имеет слово "зор-ун" - звук,
извлекаемый силой.
Зурна упоминается еще в эпосе "Китаби - Деде Гор-гуд",
стихах средневековых поэтов Гатрана Тебризи, Хагани, Ширвани, Низами Гянджеви,
Имадеддина Насими, Габиби, Нейматуллаха Кишвери. Под её звуки азербайджанский
народ провожал своих сыновей на защиту отчизны, а в мирные дни без нее не
проходила ни одна свадьба, праздничное шествие, народные игры и спортивные
состязания, скачки, увеселения, бой петухов и баранов. Под чарующие звуки зурны
шло шествие жениха и его близких к дому невесты, подносили подарки, провожали
невесту с подругами в баню. Под мелодию "Гялин атланды" невеста садилась на
лошадь и отправлялась в дом жениха, а наигрышем "Сэхэри" ("Утренняя")
завершалась свадьба.
Звуки зурны были слышны во время спортивной игры
"Зорхана", представления "Джыдыр", "Кендирбаз", "Коса и гялин". На пародийных
представлениях (масгара) выступали зурначи. На инструменте играли во время жатвы
и сенокоса. Зурна применялась и к обрядовой культовой музыке звучала совместно с
гавалом в траурном обряде "Ашура пеню". Зурна была распространена и среди
цыган.
Отношение к этому инструменту нашло свое отражение
в различных изречениях, пословицах: зурнанын сеси узагдан хош гяляр (звук зурны
лишь издали приятен); гыз оз башына галса, я нагарачыя, я зурначия гедяр (если
девушку не держать строго, она выйдет замуж за нагарачы или зурначы); думбулла
гяляр зурна иля гедяр (кто придет с думбулом, тот уйдет с зурной) и поговорках -
зур-ная пууб чалмаг (положив в зурну, играть, т.е. опозорить, опорочить,
обесславить), зурнасы сонрая галыб (его зурна осталась на потом - так говорят о
плохих последствиях), элиня зурна вермяк (положить в руку зурну, т.е. пустые
обещания), зурна багламаг (зурну вешать - говорить в след, клеветать), зурна
чалмаг (играть на зурне - бессмысленные, пустые разговоры).
В
Азербайджане прославились виртуозные исполнители-зурначи, имена которых
передаются из поколения в поколение: в Карабахе Наджафгулу, Мамед, Тан-рыверди,
Мухтар Маныев, Акбар, Черкез, Орудж, Бала-киши, Гашим, Дадаш, Гараш
Аллахвердиев, Ибрагим Ис-кендеров, Фарадж Кялянтарли, Кераналы Раджаб, Рустам,
Сулейман Зумурхача, Гюльоглу Беарчина, Абдулла, в Товузском районе - Овалара и в
Гяндже - Туттек Бей-лар, в Лачыне - Байрамалы, в Басаркечаре - Меджид Шихалиева,
в Губа-Хачмазской зоне - Гарачы Ага, Гюль-баба, Уста Аловсат, в Ширване - Али
Керимов, Мансыр Рустамов, в Сальяне - Гасан Бахшы оглу. Их исполнительское
мастерство продолжили Габибиллах Джафаров, Алафсар Рагимов (Шекинский район),
Аббас Исмайлов, Мусеиб Аббасов, Акбер Гасанов (Товуз), Мухаммед Аб-басов
(Барда), Мамед Мамедов (Шамкирский район), Нурага Рахманов, Агаси Агасизаде,
Амрах Оджагов (Де-вечи), Абыш Абышов (Хачмаз), Ибад Ибрагимов (Уджар-ский
район), Алиш Мурадов (Агдам), Агали Алиев (Гянджа), Абдулла Гасымов (Газах),
Хасрат Гусейнов, Рашид Мамедов (Кюрдамир), Иззаталы Зульфигаров (Гобустан),
Манаф Мамедов (Сальян), Алиджавад Джавадов (Исма-иллы) и
другие.
Заслуживает внимания тот факт, что на двух американских
космических кораблях "Вояджер", отправленных в космос в 1977 г. с прикрепленными
контейнерами с позолоченной граммофонной пластинкой для выяснения существования
других цивилизаций, наряду с произведениями Баха, Бетховена, Стравинского, Чака
Верри, Луи Армстронга, Блайд Вилли Джонса, была запись и азербайджанской
народной мелодии в исполнении зурны.
Зурна - одна из немногих музыкальных
инструментов, способная сильно взволновать слушателей. Это прежде всего связано
с конструктивными особенностями самого инструмента. Составные части зурны -
ствол, втулка, штифт, трость, розетка и колпачок. Пронзительное звучание
зурны обусловлено небольшим диаметром трости, наличием штифта и широкой
мензурой.
Во время игры зурну держат прямо перед собой слегка наклонив
ее, губы исполнителя соприкасаются с розеткой и, воздух, проходя через трость,
штифт, втулку, вдувается в ствол. Применяется способ звукоизвлечения (вдох носом
воздуха, одновременно выдох его через рот), при котором звук не прерывается
долгое время. Как правило, при исполнении коротких мелодических фраз исполнитель
дышит ртом, а длительных, тянущихся звуков - через нос. Легкие и полость рта
играют роль "резервуара", из которого воздух постепенно поступает в звуковой
канал инструмента. Благодаря такой своеобразной технике дыхания, на зурне
становится возможным исполнять протяжную мелодическую линию.
Диапазон
зурны от "си бемоль" малой октавы до "до" третьей октавы. Но возможно и
исполнение звуков "до диез", "ре", "ми бемоль", "ми", "фа", "фа диез", "соль"
третьей октавы. Маститые исполнители могут брать и "до" четвертой октавы. Эти
звуки среди народных музыкантов известны под названием "звуки сэфир". По
словам старейших музыкантов Азербайджана в свое время были распространены зурны,
имеющие стволы различной длины. В зависимости от этого они именовались: "баш
тавар" (длина ствола 350-370 мм), "орта тавар" (300 мм, употребляется ныне),
"джуре" (250 мм), "орта джуре" (200 мм) и "аяг джуре" (150 мм). Первая
разновидность звучала на полтона ниже, а третья на полтона выше относительно
зурны "орта тавар".
Известный исполнитель на духовых инструментах
Алиджавад Джавадов сконструировал две разновидности зурны: зил и бем зурна.
Из-за слишком сильного звучания музыканты-профессионалы играют на зурне, как
правило, на открытом воздухе.
Инструмент звучит в составе ансамбля
зурначей, куда входит уста (исполняет мелодию) и демкеш (аккомпанирует усте
выдержанными бурдонными звуками). Отсюда исходят понятия "гоша-зурна" и "зу(й)
тутмаг". Этот дуэт сопровождает ударный инструмент - нагара. В Шекинской зоне
дует зурначей дополняется двумя мембранными инструментами - ана косом (большая
нагара) и бала косом (малая нагара). Наиболее популярны ансамбли зурначей
"Дженги" из Сальян (рук. Манаф Мамедов) и "Чырахгала" из Девечи (рук. Нурага
Рахманов). В ансамбле "Дженги" звучат семь зурна, один бала-бан и четыре
нагары.
В 1959 году во время декады Азербайджанской литературы и
искусства в Москве выступил ансамбль зурначей, состоящий из семи исполнителей. В
1962 году под руководством Алафсара Рагимова был организован сводный ансамбль, в
составе которого участвовали пять уста зурначей, пять демкешов (из них двое
играли на зурне, а трое - на балабане) и три нагариста. На зурне исполняют
танцы, сигнальные позывы, героические мелодии, преимущественно связанные с
именем народного героя Кёроглу, марши и инструментальные пьесы, входящие в
традиционный репертуар этого инструмента.
Уникальными являются
своеобразные сюиты - "Чахарзен дестгяхы" из репертуара зурначи Али Керимова
(1874-1962), включающая такие танцевальные мелодии как: Гарабагы, Юмма Гарабагы,
Шахпэрдэ Гарабагы, Баяты Гарабагы, Гахраманы, Мирзаи, Баязы и "Дестгях Кёроглу"
в исполнении Габибуллаха Джафарова (1896-1987), соcтоящий из следующих составных
частей: 1) Агыр Кёроглу, о 2) Шеки яллысы, 3) Кёроглунун Шеки сэфэри, 4) Дженги
N5 Кёроглу, 5) Кёроглу гайтармасы, 6) Уч бармаг, 7) Дели Кёроглу.
Зурна
входит в состав оркестра народных инструментов в качестве солирующей. Инструмент
используется и в симфоническом оркестре. Значительное место отведено зурне в
классической опере У.Гаджибекова "Кёроглу". Инструменту обычно поручается
сопровождение героических и танцевальных сцен.
Композитор Джаваншир
Гулиев впервые для зурны и симфонического оркестра написал пьесу. В составе
оркестра народных инструментов технические и художественные возможности зурны
ярко демонстрируются в произведениях "Дженги" У.Гаджибекова, "Гахраманы"
С.Рустамова, "Дженги" А.Герая и "Дженги" С.Алескерова.
Хотя конкретное
место зарождения зурны точно не установлено, известен ее ареал распространения.
Это - в основном тюркский мир, с обособленными центрами развития зурны:
анадолийский, южно-тюркский (охватывал арабские страны периода господства
династии Мамлюков, происходящих от турков и народов Кавказа), северо-тюркский
(включает казанский, чувашский и балканский центры), азербайджанский, узбекский,
казах-киргизский и восточно-туркен-станский (монгольский и калмыцкий центры). От
этих центров зурна была заимствована соседними народами.
Если в западном
тюркском мире были распространены различные виды зурны - каба, джура, асафы,
ши-хаби, араби, аджеми, бахтияры, отличающиеся между собой, в основном, по длине
ствола, то в восточном тюркском мире - только зурны более крупных размеров (до
400-450 мм).
В наши дни, зурна, кроме Азербайджана, под таким же
названием известна на территории Турции, Ирана, Грузии, Аджарии, Армении,
Дагестане, Чечни и Ингушетии, Греции, Македонии и в арабских странах. В
Дагестане её называют также зурнай (кумыки), зурнау (лакцы), зинрав (даргинцы),
сурьмай (кубачинцы), в Кабардино-Балкарии -накырэ или накира. Инструменты типа
зурны распространены в Афганистане, Узбекистане, Таджикистане и Кара-Калпакии,
где именуются сурна, в Египте - замр, а в Алжире - зорна, гаита. Среди уйгуров
она известна под названием сунай или сона, калмыков - бичкю, бурятов -
бишкур.
Звучание ЗУРНЫ |
Кочари - народный танец в стиле Яллы
|
2.7 Mb |
|
Терекеме - народный танец |
4.4 Mb |
|
Музыкальные композиции представлены в формате
mp3
Саадет
АБДУЛЛАЕВА, профессор Бакинской музыкальной академии. "IRS -
Наследие"
|